Картотека пальчиковых игр «Пальчиковая страна»

Юлия Федосеева
Картотека пальчиковых игр «Пальчиковая страна»

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Чем раньше начать развивать ребенка, тем лучшего результата можно достичь. Самый ранний, а значит, и самый своевременный способ развития — это пальчиковые игры! Работая с мелкой моторикой малыша, пальчиковые игры развивают речь, умственную активность, логическое мышление, повышают концентрацию внимания, память, зрительное и слуховое восприятие, усидчивость.

Прежде, чем приступить к игре, обратите внимание на следующие моменты:

• сначала сами «проиграйте» игру, прежде чем показать ее малышу;

• запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем: вы сами будете все показывать, рассказывать. Однако периодическое повторение даст свои плоды.

• Учитывайте время активности малыша и его эмоциональный настрой. Не забудьте и о своем настроении, выразительности интонации, мимики;

• ваша позиция не должна быть наставнической. Играйте «рядом» с ребенком, а не «над» ним.

• Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Предлагаю вам картотеку пальчиковых игр.

Этот пальчик маленький(загибаем мизинец)

Этот пальчик слабенький(загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный(загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный(загибаем указательный палец)

Ну а это толстячок, (загибаем большой палец)

А все вместе — кулачок! (покрутите кулачком)

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик — гриб нашел(загибаем мизинец)

этот пальчик — чистит стол(загибаем безымянный палец)

этот резал, (загибаем средний палец)

этот ел, (загибаем указательный палец)

ну а этот лишь глядел! (загибаем большой палец)

Этот пальчик хочет спать(загибаем поочередно пальчики)

этот пальчик – прыг в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура! (раскрываем кулачок)

В детский сад идти пора!

«Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли (имитировать пальчиками плаванье рыбок)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, (сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)

Разожмутся, (растопырить пальчики)

То зароются в песке.

(снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой)

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

«Перчатка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши «ковшом»)

Мышат позвала.

(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).)

и отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

«Лягушки»

Две весёлые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят. (Резко распрямляют пальцы, рука как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки. (Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят. (Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Так же в своей работе я использую пальчиковые игры с предметами:

«Поезд из катушек»

Игровой материал и наглядные пособия: катушки с цветными нитками, мягкая проволока или леска.

Описание: взрослый показывает ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку, называя цвет каждой катушки. Завязать концы проволоки крупным узлом и предложить ребенку покатать поезд, напевая песенку.

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили

Красный, желтый, голубой –

Все цвета возьмем с собой

«Подарок для куклы»

Игровой материал и наглядные пособия: Бусы с крупными отверстиями, леска.

Описание: Взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши – день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы

«Лыжник»

Игровой материал и наглядные пособия: Счетные палочки.

Описание: Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие раз личные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).

Взрослый дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец — это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони

Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом.

Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли

И до дерева дошли.

дерево мы обошли

И дальше пошли.

Мы на лыжах шли-шли,

до сугроба мы дошли.

Мы сугроб обошли

И дальше пошли

«Горошина»

Игровой материал и наглядные пособия: Горох

Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции:

а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

(Л. Тимощук.)

г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

(Л. Тимощук.)

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.

Также дети очень любят играть с прищепками. Вырежьте из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал, силуэт елочки, ежика, лошадки возьмите прищепки разного цвета. Предложите ребенку прикрепить солнышку лучики, ежику иголочки, лошадке гриву и хвост и т. д. Придумайте вместе с ребенком сюжет, обыграйте его.

Оставить ответ

Top