Инновационный дидактический материал – Картотека мнемотаблиц по речевому развитию дошкольников « Любимые сказки»

Инновационный дидактический материал – Картотека мнемотаблиц по речевому развитию дошкольников « Любимые сказки»

admin No Comment
Новости

В настоящее время современные технологии захватывают нашу жизнь, мы с трудом можем представить свой день без гаджетов и интернета. Главной и отличительной чертой современного общества является тот факт, что гаджеты нам заменили живое общение, которое становится редкостью, и мы все глубже погружаемся в виртуальный мир. Наши телефоны — уже не просто аксессуары, а психологически сильные устройства, которые меняют нашу жизнь и нас самих. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм, которые специально дают им, при этом цели могут быть разными: развитие ребёнка, пресечение его капризов и истерик, долгое ожидание в очереди или чтобы выкроить немного свободного времени для себя. Всё это негативно влияет на развитие речи ребёнка, потому, что овладение речью в раннем возрасте происходит только при живом непосредственном общении, когда малыш не только слушает живые слова, но и отвечает другому человеку, он сам включён в диалог, всеми своими действиями, мыслями, чувствами, слухом, артикуляцией.
Настало время признать: использование технологий, от которых мы стали очень уязвимы, может привести к очень серьезным последствиям, уже сейчас у детей существуют следующие проблемы:
— Скудный словарный запас;
— Неумение построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;
— Нарушение звукопроизношения;
— Односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение);
— Бедная дилогическая речь (неспособность грамотно построить вопрос, построить краткий или развернутый ответ);
— Заучивание стихотворений вызывает трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей, это наиболее сложный раздел обучения. Вполне обоснованно наряду с общепринятыми приёмами и принципами использование оригинальных, инновационных технологий и творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одной из таких инновационных технологий является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника — это наиболее значимая и эффективная система различных приёмов, позволяющая детям легче воспринять и переработать зрительную и слуховую информацию, сохранять и воспроизводить её путём образования дополнительных ассоциаций.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов в своей работе я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению. Овладение приемами работы с мнемотаблицами строится от простого к сложному, и значительно сокращает время обучения.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
 Развивает память
 Воображение
 Интеллект
 Развивает образное мышление
 Внимательность
 Фантазию
 Формируются навыки связной речи
 Учится выстраивать логические цепочки
 Развивает речь и значительно расширяет словарный запас
 Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей заметно расширяется словарный запас, и они могут объяснить значение многих слов. У них формируются навыки связной речи. Теперь ребёнок не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив детей с мнемотаблицей.

Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию картотеку мнемотаблиц «Любимы Сказки», которые я разработала к проекту по речевому развитию «Дети и сказки»

Овладев приемами работы с мнемотаблицами, появились и положительные результаты – дети пополнили словарный запас, научились строить монолог, обрели навыки описательного рассказа и пересказа текста, увеличилась познавательная активность. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дает свои результаты.

Спасибо за внимание!

Оставить ответ

Top