Практикум для родителей « Красивый почерк или как подготовить руку дошкольника к письму»

Практикум для родителей « Красивый почерк или как подготовить руку дошкольника к письму»

admin No Comment
Новости

Детям старшего дошкольного и начального школьного возраста правописание даётся с большим трудом. Часто родителям бывает сложно понять, с какими трудностями встречается их ребёнок на нелёгком пути овладения грамотой. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому, что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Но почерк — это не только про красоту и аккуратность. Процесс письма — это сложный психо — физиологический процесс, в осуществлении которого участвуют три сенсорные системы коры головного мозга: кинестетическая, аудиальная и визуальная. Когда мы пишем от руки, формируется ряд психических процессов таких как:  мышление, память, внимание, развивается моторика, а ещё занятие письмом тренирует усидчивость. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения образуется способность «переводить» звучащую речь на  письменную.

В каком возрасте можно начинать обучать ребенка письму.

Возраст, в котором можно начинать обучение письму, индивидуален. Начинать писать можно и в 3, и в 4 года, только это будет не аккуратно и скорее даже бесполезно, а еще и опасно так как дети данной возрастной категории ещё не обладают физиологическими особенностями, которые нужны для того чтобы навык письма сформировался правильно. Многие родители не знают правильную технику письма, к тому же существуют разные варианты написания букв. Да и сами дети в таком возрасте вряд ли захотят заниматься ежедневной практикой письма. А отбивать желание не стоит. Большинство педагогов и психологов рекомендуют начинать процесс подготовки к письму с самого детства, именно подготовки к письму, а не обучение ему. Главное правило — фокусируемся на желании излагать мысли, а не на механическом навыке.

Как сделать почерк красивым. С чего начать подготовку руки к письму.

Тренировать почерк ребёнка важно с самого детства, но в дошкольном возрасте подготовку к письму необходимо проводить в игровой форме.

В старшем дошкольном  возрасте важно развивать функции, которые потом напрямую будут отражаться на письме: пространственное мышление,  крупная и мелкая моторика, графомоторные навыки.

Пространственное мышление.

Успешность овладения письмом во многом зависит от уровня сформированности пространственных представлений. Если ребенок плохо воспринимает расположение, размер и форму вещей, не умеет визуализировать объекты, то это может отрицательно сказаться на почерке. Исправить положение Вам помогут игры и упражнения, направленные на развитие зрительно – пространственного восприятия и моторной координации. Такие как:

-ориентировки в схеме собственного тела;

-умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;

— представлений о пространстве относительно себя;

— умения ориентироваться в направлениях движения.

 

В качестве примера предлагаю Вам Упражнение «Зеркало»

 

Главные правила выполнения упражнения:

— Выполняться все движения должны медленно и плавно.

Именно это условие позволяет развивать внимание, координацию и контроль над своим телом.

«Посмотри на себя в зеркало. Что находится у тебя посередине лица (нос)? Теперь положи свою ладошку на нос. По команде твоя ладошка будет двигаться по лицу, вверх или вниз от носа. Итак, ладошка едет вверх от носа, какие части лица она «проезжает»? Вниз от бровей. Какие части лица «проехала» ладошка? Получается, что все эти части находятся ниже бровей.  А теперь ладошка едет ото рта вверх. Какие части лица она «проезжает? Получается, что все эти части находятся выше рта». Затем упражнение повторяется без зеркала, а после с закрытыми глазами.

 

Ещё один эффективный вариант игры, направленной на развитие зрительно – пространственного восприятия и моторной координации — это графический диктант (рисунки по схеме), который способствует запоминанию таких понятий, как лево, право, низ, верх и закрепляет эти понятия на практике. А так же развивает внимание, логическое и абстрактное мышление, воображение, усидчивость, умение ориентироваться на листе, координировать свои движения, усидчивость, мелкую моторику.   Занимаясь хотя бы два раза в неделю, вы научите своего ребенка правильно держать ручку и карандаш, обучите счету.

Вы можете продиктовать инструкцию к схеме несложного рисунка. Детям  такие диктанты кажутся развлечением. Две клеточки вправо, три клеточки влево…. Они не знают, какая фигура в результате получится, просто рисуют линии по заданному алгоритму в предвкушении рисунка – сюрприза и приходят в неописуемый восторг от полученных результатов.

В качестве примера предлагаю вам простую схему «Гриб»

Раскраски.

Обучающим материалом для тех, кто только начал осваивать карандаши и ручки, являются раскраски, которые учат ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Он определяет правую и левую стороны, центр, верхнюю и нижнюю часть рисунка. Кроме того ребёнок получает представление о главных и второстепенных деталях, те которые расположены близко выглядят крупнее, а те которые отдаленные – мельче. Он узнаёт, что форму можно передать линиями разной длины. Эти навыки пригодятся ему в дальнейшем, при осваивании письма.

ШТРИХОВКА.

Штриховка – это ещё один действенный метод направленной на развитие зрительно – пространственного восприятия и моторной координации, чувства ритма, графические умения, координацию движений, способствует концентрации внимания, вырабатывает аккуратность и усидчивость. Проведение параллельных линий, вертикальных, горизонтальных, волнистых, ломаных, по диагонали не выходящих за контур фигуры, это и есть штриховка — один из видов упражнения направленного на овладение механизма письма. Чтобы увлечь ребёнка этим занятием, можно образовывать контурный силуэт: например: по лексической теме «транспорт», «животные», «растения», не важно, что  это будут за фигуры, главное чтобы ребёнку было интересно, а не просто рисовать множество штрихов в множестве строчках, что означает убить любовь к письму.

   

Мелкая моторика

Мелкая моторика – это один из необходимых компонентов почерка, и этот навык необходимо развивать. Развитие мелкой моторики крайне важно для развития в целом, она тесно связана со зрением, восприятием, памятью, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система. Итак, будем тренировать пальцы. Рекомендую Вам методы развития мелкой моторики, которые прошли проверку годами и чрезвычайно эффективны, а ещё это гарантированный способ подготовки руки к письму. Для этого есть несколько веселых и эффективных упражнений:

Разбор круп.

Необходимо смешать несколько видов круп и попросить ребёнка перебрать их по видам. С этой целью можно использовать также камешки, мелкие или крупные предметы в зависимости от возраста.

Пальчиковая гимнастика и массаж рук.

Главная цель пальчиковой гимнастики или массажа – стимулирование мозговой деятельности ребёнка, она хорошо подготавливает руку к письму, разрабатывая пальцы и кисти, а ещё снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

   

Выкладывание дорожек мелкими предметами.

Цель данной игры заключается в активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: внимания, воображения, мышления, восприятия. Увлекательная игра способствует развитию речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, ориентирования в пространстве, познавательного развития, развитию мелкой моторики рук.

Для выкладывания дорожек или рисунков можно использовать: пуговицы, бусы, крупы……. Сначала выложите рисунок сами, затем пусть ребёнок сделает это упражнение самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

Конструктор

 

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими, что положительно сказывается на подготовке руки к письму.

   

Шнуровка

Миниатюрную хрупкость и безупречное совершенство крохотных пальчиков надо занять чем – то полезным, познавательным и развивающим. В этих целях отлично подходит шнуровка для детей.

В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а,  следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. 

   

Пальчиковые игрушки

Яркие герои сказок в игровой форме, помогут, вашим малышам подготовится к предстоящему обучению письму, развить речь, тренировать память, развивать мышление, воображение. Прелесть пальчикового театра еще и в том, что он развивает подвижность пальцев обеих рук и  способствует развитию тактильных ощущений.

Бисероплетение.

Бисероплетение, это отличный способ подготовить руку ребёнка к письму, сформировать графические навыки и развить моторику рук, воспитать усидчивость и  внимание.

   

Вырезание

Работа  с ножницами, одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в подготовке ребёнка к школе, так как вырезание отлично развивает мелкую моторику рук, улучшают координацию движений пальцев и мышление

   

Продуктивная деятельность

«Большим тренажером» для подготовки руки к письму, является продуктивная деятельность. Предлагаю Вам ссылку на мой персональный сайт, где в разделе «Творческие работы  педагога», собрано множество идей, по изобразительной деятельности, лепке, конструированию, аппликации. Все идеи представлены в наглядной форме — в форме мастер – классов, для реализации их на практике.

http://julia-fedoseeva.ru/творческие-работы-педагога/

Советы:

Советую:

  • развивать моторику рук;
  • не менее трёх раз в неделю заниматься графическим диктантом (не более 15 минут);
  • проводить пальчиковую гимнастику или массаж для рук в игровой форме.

Подготовка руки ребёнка к письму это действительно сложно. Поэтому Уважаемые родители наберитесь терпения и помогите своему малышу с помощью игровых упражнений освоить эту науку.

Успехов Вам и вашему ребёнку!

 

 

Оставить ответ

Top